Новосибирск

Новосибирск

Новосибирск Александры Грудновой

Новосибирск Саша Фотоальбом Работы Награды Главная

Новосибирск (до 1926 года — Новониколаевск) — третий по численности населения и тринадцатый по площади город в России, имеет статус городского округа, административный центр Новосибирской области и Сибирского федерального округа, научный, культурный, промышленный, транспортный, торговый и деловой центр Сибири. Город расположен на Приобском плато, примыкающем к долине реки Обь, рядом с водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС.

Численность населения Новосибирска (по оперативным данным о числе заполненных в ходе Всероссийской переписи населения переписных анкет) 1 473 730 чел. в границах города (3-е место в РФ — после Москвы и Санкт-Петербурга) и ок. 1,8 млн. (на 2010) в агломерации ( 7-е место). Город занимает площадь 506,67 км? (50 667 га).

Возникновение и история до 1917 года

Возникновение первого русского поселения на территории современного Новосибирска датируется последним десятилетием XVII века — начало петровского правления. Названая Кривощековской (по кличке томского служилого человека Федора Креницына, которого за сабельный шрам на лице звали Кривощеком) эта деревня, по крайней мере до 1712 года, выполняла функции торгового центра между русскими и телеутами, которые были хозяевами земель по другую сторону Оби. Этим обстоятельством и определился характер заселения территории будущего Новосибирска: правый берег Оби не был популярным у русских колонистов, так как там и после ухода телеутов продолжала стоять крепость одного из подчинявшихся им племен. (Руины этого сооружения были описаны ещё в начале прошлого века — «Справочник по городу Ново-Николаевску», Н. П. Литвинов, 1912 г.). Видимо, представители этого племени (русские их звали «чатами») не были дружелюбными, поэтому пионеры русской колонизации предпочитали обживать левый берег, где и сложился конгломерат из двух десятков прижавшихся друг к другу сел и деревень. Во всяком случае, к концу XVIII века территория современного новосибирского Левобережья была полностью заселена.

История правого берега будущей столицы Сибири получила развитие 30 апреля 1893 года, когда сюда прибыла первая партия мостостроителей. Этот момент принято считать официальной датой рождения Новосибирска. Рабочий поселок вырос неподалеку от останков чатской крепости, рядом с устьем речки Каменки. Это место пользовалось дурной славой и звалось «Чертово Городище», но рабочие все равно строили свои бараки, к северу от которых возводилась железнодорожная станция «Обь» и посёлок при ней.[19] Вскоре оба поселения соединились.

28 декабря 1903 года в рескрипте № 747-47 государь император Николай II издал высочайшее повеление, согласно которому «поселение Ново-Николаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города[20] с площадью 881 десятин 2260 квадратных сажень. Подлинник документа был подписан исполняющим должность управляющего кабинетом его величества генерал-майором Рыдзевским.

В 1912 году власти Ново-Николаевска официально вводят всеобщее начальное образование (к тому времени всеобщее начальное образование было введено только в Ярославле). В этом же году происходит ещё более громкое событие. Дело в том, что судьба Ново-Николаевска могла бы стать похожей на судьбы десятков российских городов, которые таким же образом выросли из станционных посёлков на пересечении больших рек и Транссибирской железнодорожной магистрали, но вмешался случай. В Санкт-Петербурге было принято решение связать железной дорогой Сибирь с Алтаем. Существовали разные варианты отправного пункта, но Владимир Жернаков, городской голова Ново-Николаевска, в течение трёх лет всеми средствами пытался убедить имперскую Комиссию по железным дорогам в том, что прокладывать дорогу на Семипалатинск (конечный пункт алтайской ветки) нужно именно от станционного городка Ново-Николаевска. В итоге 3 июня 1912 года состоялось главное для будущего Новосибирска событие: жернаковский вариант прошёл Высочайшее утверждение, и Ново-Николаевск в одночасье стал крупнейшим в России мультимодальным узлом — южный транспортный луч автоматически изменил статус всех остальных, они превратились в транснациональные. С этого времени в Ново-Николаевске начался невиданный по темпам экономический бум: в 1915 году, когда строительство железной дороги Ново-Николаевск — Семипалатинск ещё только подходило к концу, в городе при 70 тысячах населения уже работало 7 банков. Символом того времени стала часовня святого Николая, которая была торжественно открыта в 1914 году на главной улице как точный географический центр страны. Совпадением это было или нет, но место сретения России оказалось в центре города, носившего имя правящего монарха, государство которого как раз в тот момент переживало исторически максимальное расширение своих границ.

История города после 1917 года

После Гражданской войны в Новониколаевске не работали почти все государственные учреждения, включая железную дорогу. Царил голод. Чтобы восстановить важнейший транспортный узел, руководство ВЦИК РСФСР 13 июня 1921 года сначала превращает Новониколаевск в центр Новониколаевской губернии, куда из Омска переводятся все губернские структуры, включая редакцию газеты «Советская Сибирь», а затем, 25 мая 1925 года, — всей Сибири, создав для этой цели новую административную структуру — Сибирский край, которая на 10 лет вберёт в себя Омскую, Новониколаевскую, Алтайскую, Томскую, Енисейскую губернии, а также автономную область Ойротии. 12 февраля 1926 года в Москве будет подведен итог дискуссии по новому названию города. Постановлением ЦИК СССР будет утверждено постановление I Новониколаевского окружного съезда Советов от 17 ноября 1925 года о переименовании города Новониколаевска в город Новосибирск. В ранге административного центра крупнейшей в мире административно-территориальной единицы Новосибирск снова начинает развиваться. Возможно не случайно именно тогда, в январе 1929 года, в Новосибирске выходит книга «Завоевание межпланетных пространств», в которой впервые представлены расчёты той самой трассы, по которой через 40 лет американские астронавты долетят до Луны. Книга была напечатана в типографии Сибкрайсоюза тиражом 2 тыс. экземпляров. Её издал на свои средства, полученные за изобретения и рационализацию, Александр Шаргей, который жил в доме № 24 по улице Советской под именем Юрия Васильевича Кондратюка (сюда в 1970 году специально приезжал Нил Армстронг, первый человек, ступивший на поверхность Луны, чтобы взять у стен дома, где жил Шаргей-Кондратюк, горсть земли).

В 1930 году Кривощековская слобода была переименована в Заобский район и включена в состав территории города Новосибирска, который до этого времени располагался исключительно на правой стороне Оби. 30 июля этого же года постановлением ВЦИК из 14 округов Сибирского края и Ойротской (Горно-Алтайской) автономной области был образован Западно-Сибирский край с центром в Новосибирске.

В 1934 году на строительстве Дворца науки и культуры (ныне театр оперы и балета) завершилось сооружение купола, разработанного московским инженером Б. Ф. Матэри. Лежащий на опорном железобетонном кольце, которое в свою очередь опирается на стоящие по кругу колонны, этот купол был создан как уникальная монолитная железобетонная конструкция диаметром 55,5 метра, с толщиной стенок 8 сантиметров. Отношение толщины скорлупы куриного яйца к его диаметру составляет 1/250, а у детища Матэри этот показатель составил 1/750. Здание Оперного театра становится символом современного Новосибирска.

В 1936 году самое крупное тогда предприятие Новосибирска завод «Сибмашстрой», где выпускались льнотрепалки и насосы типа «Комсомолец», сменило профиль, директора и название. Оно было преобразовано в «предприятие авиационной промышленности № 153», став таким образом первым в мире заводом по выпуску истребительной авиации. Дело в том, что завод создавался для массового производства только одной модели конструктора Николая Поликарпова — И-16, который сегодня считается первым в мире истребителем, так как впервые совместил в себе моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси.

Завод, получивший в 1939 году право называться именем Валерия Чкалова (И-16 называли «самолётом Чкалова» за то, что Чкалов его сам испытывал и сам отстаивал перед Сталиным как родоначальника нового вида боевой авиации), в годы Великой Отечественной войны стал одним из основных поставщиков истребительной авиации. В 1944 году из Новосибирска на фронт уходило по 17 истребителей в сутки, хотя более половины работавших на Чкаловском заводе составляли 14—16-летние подростки из пригородных деревень. Они трудились в условиях жесточайшей дисциплины за 700 граммов хлеба в день — такова цена девиза «Полк в сутки», с которым Новосибирск вошёл в историю Второй мировой войны.

28 сентября 1937 года ЦИК СССР утвердил Постановление ВЦИК о разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область с центром в Новосибирске и Алтайский край с центром в Барнауле. Впоследствии из Новосибирской области были выделены Кемеровская (26 января 1943 года) и Томская (13 августа 1944 года).

Победу 1945 года город Новосибирск встретил сильно изменившимся — будучи в начале войны 400-тысячным тыловым городом, он принял 128 тысяч коренных жителей блокадного Ленинграда. Одновременно на берегу Оби получили прописку 50 ленинградских предприятий и учреждений. Став на четверть Ленинградом, сибирский город авиастроителей перенял многие культурные и эстетические традиции Северной Пальмиры.

25 сентября 1948 года на северной окраине Новосибирска основан секретный завод по выпуску урановой продукции, который назывался предприятие № 80 или завод химконцентратов. Примыкавший к нему район получил неофициальное название Соцгородок за особый режим снабжения и особое отношение к нему со стороны властей (курировал проект Л. Берия). В 1951 году на 80-м «ящике» начался выпуск урана, который на первых порах выплавлялся открытым способом.

Примерно в те годы родилась идея создания в Новосибирске Сибирского отделения Академии наук СССР. Она была воплощена в жизнь в 1957 году, после того как руководитель страны Никита Хрущёв одобрил план трёх крупнейших советских учёных: «отца» противотанковых кумулятивных снарядов Михаила Лаврентьева, математика Сергея Соболева и физика-механика Сергея Христиановича. На окраине Новосибирска, по мысли этих выдающихся научных деятелей, был возведён Академгородок. Сегодня здесь находятся известные во всём мире исследовательские школы, благодаря которым новосибирцы стали основоположниками математического конструирования генетических систем, географического моделирования, новой концепции первоначального заселения человеком Евразии и многого другого.

Эвакуированное население повлияло не только на развитие науки и искусства, но и на общую демографическую ситуацию — 2 сентября 1962 года в Новосибирске был официально зарегистрирован миллионный житель.

В августе 1972 года в Новосибирске побывал с визитом Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. В разговоре с ним Первому секретарю Новосибиркого обкома партии Фёдору Горячеву удалось доказать необходимость скорейшего строительства Новосибирского метрополитена — первого в Сибири. Во время проектирования будущего сооружения главный инженер проекта С. В. Цыганков и инженер К. П. Виноградов предложили мостовой переход через Обь на 14 опорах — так состоялось рождение самого длинного метромоста в мире. Официальный пуск Новосибирского метрополитена состоялся 28 декабря 1985 года.

28 апреля 1982 года опубликован Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о награждении Новосибирска орденом Ленина за большие заслуги трудящихся города в революционном движении, их вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве.

В феврале 1990 года Новосибирску присвоен статус исторического города как центра науки и культуры Сибири, а в 2000 году указом Президента РФ Владимира Путина был образован Сибирский федеральный округ, центром которого был назначен Новосибирск.






Hosted by uCoz