Богаевский Константин Федорович

(12.1.1872 - 17.2.1943)


Богаевский Константин Федорович (12.1.1872, Феодосия, - 17.2.1943, там же), - русский художник-пейзажист, живописец и график, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма - Киммерии. В 1890 году Богаевский поступил в Академию Художеств, где работал в мастерской Архипа Куинджи. Весной 1898 года Богаевский совершил путешествие в Италию, где познакомился с картинами Клода Лоррена, ставшего его еще одним учителем. А во время второго посещения Италии в 1909 испытал влияние Андреа Монтеньи, Никола Пуссена. Выставлять картины Богаевский начал с 1898 года, в Новом обществе художников, являясь одним из его основателей, в Московском товариществе художников, Союзе и Мире Искусства. В 1906 году участвовал в выставке Exposition del Art Russe, устроенной Сергеем Дягилевым в Париже при Salon d'Automne.

С 1911 года Богаевский входит в объединение «Мир искусства». По примеру старших мирискусников Богаевский ввел в пейзаж историческую тему. Богаевский обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, ее античных городов, создав особый жанр «археологического», исторического пейзажа. Область творчества Богаевского - обожженные солнцем пустыни юга, нагромождения камней и скал, как "Древняя земля" (1906), "Алтари вселенной" (1908), "Южная страна. Пещерный город" (1908), "Киммерийская область" (1910); порою вымершие, фантастические развалины городов, крепостей, как "Крепость у моря" (1902), "Мертвый город" (1906), "Гора святого Георгия" (1912); порою античные руины Италии, оживленные огромными деревьями, гармоничные и изысканные тона которых делают их похожими на старинные гобелены, как "Воспоминание об Италии" (1910), "Пейзаж с померанцами" (1912); в этих произведениях чувствуется некоторое влияние Пуссена и Клода Лорена, хотя пути Богаевского совершенно обособлены и самостоятельны. Вот как писал об этом литератор Максимилиан Волошин: «Точно так же исторический пейзаж стремится стать историческим портретом земли. Лицо земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо - анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений. В этом - смысл Исторического Пейзажа». Стилизуя форму, цвет и приемы живописи, художник Богаевский добивался декоративности и монументальности картин. Александр Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом». По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир». В своей фантастической, урбанистичной картине «Порт воображаемого города» Богаевскийн прозрел многое, в том числе и столь знакомые нам промышленные дымы. Они смешиваются с могучим библейским сиянием, которым озарены все полотна Богаевского.

Главная страница

"Корабли. Вечернее солнце" 1912

"Утро" 1910 Третьяковская галерея, Москва


"Крымский пейзаж" 1930 Картинная галерея, Феодосия

"Берег моря" 1907 Третьяковская галерея, Москва

Облако 1920-е

"Итальянский пейзаж" 1911

Воспоминание о Мантенье 1942

"Порт воображаемого города" Музей, Симферополь 1932

Южная страна Пещерный город

Радуга 1931
Hosted by uCoz